Судебным участком № 1 Бузулукского района Оренбургской области проведено обобщение по причинам возвращения протоколов об административном правонарушении должностному лицу для устранения недостатков.

На судебный участок №1 Бузулукского района Оренбургской области за 9 месяцев 2023 года поступило 504 материала об административном правонарушении.

За вышеуказанный период мировым судьей судебного участка № 1 Бузулукского района Оренбургской области на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено 19 определений о возвращении материалов об административных правонарушениях, что составляет 3,8 % от общего количества рассмотренных дел об административных правонарушениях.

Согласно п.п. 3 и 5 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.

Из содержания статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу судья не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В соответствии с ч. 4 ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест или административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

Часть 3 ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает назначение наказания в виде ареста на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере 30000 рублей.

Часть 3 ст. 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает назначение наказания в виде обязательных работ на срок до сорока часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере от двух тысяч до двух тысяч пятьсот работ.

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых установлено административное наказание в виде административного ареста.

Исходя из правовой позиции, сформулированной в постановлении Пленума ВС РФ № 52 от 27 декабря 2007 года продление сокращенных сроков рассмотрения дел недопустимо.

В силу ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

Аналогичная правовая позиция изложена в п. 23.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которой дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ, должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу (п. 23.4 введен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 года № 40).

Таким образом, отсутствие в судебном заседании лица, привлекаемого к административной ответственности, относится к иным обстоятельствам, влекущим невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, за совершение которого санкцией соответствующей статьи (части статьи) Особенной части КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного ареста.

В ходе анализа причин, послуживших основанием для принятия судебного решения о возвращении установлено следующее:

- неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполнота представленных материалов, которая не может быть выполнена при рассмотрении дела (9 шт.);

- в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (2 шт.);

- в связи с отсутствием в судебном заседании лица, привлекаемого к административной ответственности (7 шт.).

Также был возвращен один материал об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении гр. М., т.к. лицо, привлекаемое к административной ответственности, не было извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Как установлено настоящим Кодексом, за мелкое хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает одну тысячу рублей, путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ч.2,3,4 ст.158, статьей 158.1, ч.2,3,4 ст.159, ч.2,3,4 ст.159.1, ч.2,3,4 ст.159.2, ч.2,3,4 ст.159.3, ч.2,3,4 ст.159.5, ч.2,3,4 ст.159.6, и ч.2,3,4 ст.160 УК РФ, установлена административная ответственность ч. 1 по ст. 7.27 КоАП РФ.

Статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях регламентирован порядок составления протокола об административном правонарушении, гарантии защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В силу ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении наряду и иными обстоятельствами указывается событие административного правонарушения.

По смыслу закона, описание события административного правонарушения должно быть четким и понятным и исключать какие-либо сомнения и неясности.

Так, из протокола об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Г. не следует, каким образом совершено мелкое хищение и отсутствуют ли в его действиях признаки преступления. Не указано, кому причинен материальный ущерб.

Кроме того, в протоколе об административном правонарушении должностным лицом не указано место составления протокола об административном правонарушении.

Из протокола об административном правонарушении, составленного в отношении гр. С. следует, что гр. С. забрал печную газовую горелку стоимостью 2350,00 руб., принадлежащую гр. П.

При этом, представленные суду материалы дела не содержат сведений, согласно которых подтверждается вменяемая стоимость имущества и принадлежность этого имущества (печная газовая горелка) гр. П.

Указанные выше недостатки, допущенные при составлении протоколов об административном правонарушении, не могли быть устранены в ходе судебного заседания, что и послужило причиной для возвращения должностному лицу для устранения недостатков.