При подготовке обобщения были изучены административные дела указанных категорий, рассмотренные за 9 месяцев 2014 года мировыми судьями вышеназванных судебных участков.

       Всего мировым судьям г.Бузулука и Бузулукского района поступило на рассмотрение 306 административных материалов данной категории. 

       Количество дел об административных правонарушениях указанной категории, возвращенных в МО МВД России «Бузулукский» для устранения недостатков, составило - 91.

       В соответствии со ст. 24.1. КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются полное, всестороннее и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.

       Согласно п. 4 ст. 29.4. КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении в случае неправильного составления протокола и неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела. Подлежат выяснению данные о достаточности имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу. При рассмотрении дел об административных правонарушениях судьи производят оценку собранным по делу доказательствам в соответствии с требованиями ст. 26.11. КоАП РФ, при этом судьи не допускают использование доказательств, полученных с нарушением закона.

        В основном материалы возвращаются мировыми судьями для устранения недостатков, поскольку должностными лицами, составившими протокол об административном правонарушении (сотрудниками УУП МО МВД РФ «***») не обеспечена явка в

судебное заседание лица, совершившего деяние, предусматривающее наказание только в виде административного штрафа либо административного ареста, то есть лица, участие которого в судебном заседании является обязательным (ч. 3 ст. 25.1. КоАП РФ).

         В соответствии с ч. 4 ст. 29.6. КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест или административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания. По смыслу ч. 2 ст. 28.8. КоАП РФ представляется, что обязанность по обеспечению явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, возлагается на лицо, передающее дело на рассмотрение судье по подведомственности. Отложение рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории в связи с неявкой лица, в отношении которого ведется производство по делу, КоАП РФ не предусмотрено. В соответствии с нормой ч. 1 ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в судебном разбирательстве должны предоставляться гарантии от чрезмерного затягивания судебной процедуры, так как правосудие должно осуществляться без задержек, которые могут подорвать его эффективность и доверие к нему.

        В соответствии с ч. 1 ст. 118, ст. 23 Конституции РФ, ч. 1 ст. 4 Федерального Конституционного Закона «О судебной системе РФ», суд осуществляет лишь функцию правосудия, не вправе осуществлять функцию административного преследования. Нахождение в производстве суда дела об административном правонарушении в отношении лица, явка которого не обеспечена, препятствует качественному и быстрому рассмотрению дела по существу, также лишает сотрудников УУП МО МВД РФ «Бузулукский»  выполнению ими возложенных на них задач по розыску и задержанию скрывшегося лица, привлекаемого к административной ответственности.

Так, мировому судье судебного участка№1 г. Бузулука Оренбургской области поступил на рассмотрение материал об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.27 КоАП РФ, в отношении Комаровой О.В.

Поскольку имеется неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, а именно - отсутствует лицо, привлекаемое кадминистративной ответственности, суд счел необходимым возвратить протокол об административном правонарушении для устранения имеющихся недостатков, а именно - поручить сотрудникам УУП МО МВД РФ «***» доставить Комарову О.В. на судебный участок № 1 г.Бузулука Оренбургской области для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении по ст.7.27. КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении вотношении Комаровой О.В. по ст.7.27 КоАП РФ возвращен в МО МВД России «Бузулукский»  для устранения недостатков.

          Большинство материалов по ст.7.17. КоАП РФ возвращены для устранения недостатков в связи с тем, что не указан размер материального ущерба, соответственно документально он не подтвержден, равно как и не установлено, является ли ущерб для потерпевшего значительным или нет. Размер ущерба подтверждается соответствующим документом (справкой о ценовой информации, товарным чеком, товарной накладной и другими документами), которые в делах отсутствуют. Отсутствие указания в протоколе об административном правонарушении объективной стороны правонарушения является существенным нарушением процессуальных требований, которое не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поскольку суд не может выйти за рамки предъявленного события административного правонарушения.

Так, мировому судье судебного участка №2 г. Бузулука Оренбургской области из МО МВД России «***» *** области поступил  административный материал в отношении Рахматова Т.А. по статье 7.17. КоАП РФ, предусматривающей ответственность за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества.

Из материалов дела, представленных МО МВД России «Бузулукский» Оренбургской области, следует, что, размер материального ущерба не установлен и документально не подтвержден, равно как и не установлено, является ли ущерб для

потерпевшего значительным или нет. В соответствии со ст.28.2. КоАП РФ указанные выше сведения, а именно, размер материального ущерба, также вносится в протокол об административном правонарушении. Как видно из представленного протокола, размер ущерба не расписан в соответствии с диспозицией ст.7.17 КоАП РФ.

Неполнота представленных материалов, для устранения которой требуется проведение процессуальных действий, связанных с собиранием новых доказательств, не может быть восполнена при рассмотрении дела судом и в соответствии со ст. 29.4. КоАП РФ материал возвращен в МО МВД России «***» *** области для устранения существующих недостатков.

         В соответствии со статьями 26.2. и 26.11. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

          Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

          Согласно ч.2 ст.28.2. КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место

его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и

потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

          Основанием для возврата материалов по ст.14.2 КоАП РФ является отсутствие данных об объеме, количестве реализуемой продукции, отсутствие заключения эксперта, что не позволяет суду определить событие правонарушения.

Так, и.о. мирового судьи судебного участка №1 Бузулукского района Оренбургской области из МО МВД России «***» *** области поступил административный материал в отношении Тарасовой Л.В. по статье 14.2. КоАП РФ, предусматривающей ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена

законодательством.

Санкция данной статьи предусматривает дополнительный альтернативный вид наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения.

Административный орган не обладает специальными познаниями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не имеет права самостоятельно, без заключения экспертизы, классифицировать жидкость как спиртосодержащую. Такое полномочие предоставлено экспертам.

Из протокола об административном правонарушении следует, что Тарасова Л.В.привлекается к административной ответственности за то, что 21.05.2014г., осуществила продажу спиртосодержащей продукции, чем нарушила статьи 16, 18 ФЗ №171 «О государственном регулировании производства алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распитие) алкогольной продукции».

Вместе с тем, из содержания протокола об административном правонарушении не ясно, какие конкретные нормы закона,

правового акта нарушила Тарасова Л.В., время совершения правонарушения исправлено без оговорки, не читается. Сведения о месте нахождения предмета правонарушения либо его утилизации в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах материалы дела возвращены в МО МВД России «***» для устранения недостатков.

         Один административный материал был возвращен для устранения недостатков, поскольку протокол об административном правонарушении составлен не на тот субъект.

Так, мировому судье судебного участка № 1 Бузулукского района Оренбургской области поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.27. КоАП РФ, и другие материалы в отношении Остроуховой Н.В., согласно которым ***г. в *** часов ***минут гр. ФИО, находясь в магазине «***», расположенном по адресу: ***, умышленно, с целью хищения чужого имущества, тайно совершил мелкое хищение товарно-материальных ценностей на общую сумму *** рублей.

Изучив представленные материалы, суд установил, что в протоколе об административном правонарушении указано, что хищение совершила ФИО, при этом протокол об административном правонарушении составлен на Остроухову Н.В., то есть на

ненадлежащее лицо.

 Данный недостаток является существенным нарушением процессуальных  норм – ст.28.2 КоАП РФ и не может быть

восполнен судом при рассмотрении дела.

При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении и представленные вместе с ним материалы возвращен начальнику МО МВД России «***» в связи с неправильным составлением протокола.

          Случаев необоснованного возврата дел об административных правонарушениях в МО МВД России «***»,  не установлено.

          Необходимо отметить, что все материалы поступают от УУП МО МВД России «***» непронумерованные и без описи документов, часто с ненадлежаще заверенными копиями.

 Т.И. Придаткина