Статья 393.1 ГК РФ предоставляет стороне договора, прекращенного досрочно в связи с его нарушением контрагентом, право требовать возмещения убытков в виде разницы между ценой договора и ценой на сопоставимые товары (работы, услуги), сложившейся после прекращения договора.
В рамках одного из дел предметом рассмотрения ВС РФ стал вопрос о соотношении этой меры ответственности и процентов, предусмотренных ч. 2 ст. 9 Закона об участии в долевом строительстве. Данная норма закрепляет обязанность застройщика, в случае досрочного расторжения договора ДДУ по требованию дольщика, вернуть последнему уплаченные в счет цены договора денежные средства, а также уплатить проценты за пользование соответствующей суммой за период с момента ее получения от дольщика.
Суды трех инстанций отказали правопреемнику дольщиков во взыскании убытков в виде разницы между ценой договора долевого участия и стоимостью аналогичной квартиры, сложившейся ко времени одностороннего отказа дольщиков от договора в связи с допущенной застройщиком просрочкой. Суды исходили из того, что в силу п. 1 ст. 394 ГК РФ такие убытки подлежат возмещению лишь в части, не покрытой причитающимися истцу процентами по ч. 2 ст. 9 Закона об участии в долевом строительстве (законной неустойкой), однако доказательств подобного превышения истцом не представлено.
Верховный Суд РФ не согласился с этим выводом. Он указал, что рассматриваемые проценты представляют собой минимальный презюмируемый размер платы за пользование застройщиком денежными средствами дольщика без осуществления встречного предоставления. Сходный механизм возврата уплаченных до момента расторжения договор денежных средств и уплаты процентов применяется не только в сфере долевого строительства, но и в рамках иных типов договоров (п. 4 ст. 487 ГК РФ, п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 35).
Если взыскание процентов за пользование денежными средствами призвано компенсировать убытки кредитора, связанные с отсутствием у него в течение определенного периода времени денежных средств без соответствующего встречного предоставления, то взыскание убытков по правилам ст. 393.1 ГК РФ компенсирует действительные или возможные потери кредитора на приобретение исполнения, которое не осуществил должник. В связи с этим такие убытки подлежат взысканию сверх процентов за пользование денежными средствами кредитора, что соответствует принципу полного возмещения убытков (п. 1 ст. 15 ГК РФ).
Источник: ИПС "Гарант"