Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, которым предлагается изложить в новой редакции ст. 16 Закона о защите прав потребителей, устанавливающую запрет на включение в договор условий, ущемляющих права потребителя. Помимо уже указанных в этой статье условий, посредством которых потребителю навязываются товары (работы, услуги), в которых он не нуждается, в качестве недопустимых названы, в частности, следующие условия:

- предоставляющие контрагенту потребителя право на односторонний отказ от исполнения обязательства (одностороннее изменение его условий), за исключением случаев, когда законодательством предусмотрена возможность предоставления договором такого права;

- содержащие основания досрочного расторжения продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) договора, не предусмотренные законодательством;

- устанавливающие для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, которые препятствуют свободной реализации права на односторонний отказ от договора в соответствии со ст. 32 Закона о защите прав потребителей;

- исключающие или ограничивающие ответственность продавца (исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, владельца агрегатора) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом;

- ограничивающие потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав;

- устанавливающие обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом, а также ограничивающие право потребителя на выбор территориальной подсудности.

        Этот перечень является открытым. Недопустимыми признаются и другие условия договора с потребителем, которые нарушают положения законодательства.

        В случае предъявления потребителем при заключении договора требования об исключении из него недопустимых условий контрагент будет обязан рассмотреть такое требование в течение 10 дней и направить потребителю мотивированный ответ. В такой же срок должно быть выполнено требование потребителя о возмещении убытков, причиненных включением в договор подобных условий.

        По мнению разработчиков проекта, закрепление перечня наиболее типичных неправомерных договорных условий в тексте Закона о защите прав потребителей снизит уровень злоупотреблений со стороны экономически сильных субъектов потребительских правоотношений и будет способствовать профилактике этого массового вида правонарушений.

        Проектом предполагается также запретить продавцам (исполнителям, владельцам агрегаторов) отказывать в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора в связи с отказом потребителя предоставить свои персональные данные, за исключением случаев, когда обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем. В случае отказа в совершении указанных действий контрагент по требованию потребителя должен будет разъяснить ему причины и основания своего решения.

        Разработчики проекта поясняют, что эти правила призваны ограничить практику принудительного, непрозрачного или неосознанного сбора избыточного объема персональных данных потребителей для целей, не связанных с заключением и исполнением договора.

        На случай нарушения указанного запрета будет установлена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб. и для юридических лиц в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб.

        В случае принятия рассматриваемых изменений они вступят в силу 1 марта 2022 г.

        Источник: СПС "Гарант"

____________________________________________

Платеж за обращение с ТКО нужно платить и за ту квартиру, в которой никто не живет и даже не прописан

Решение Верховного Суда РФ от 23 апреля 2021 г. N АКПИ21-129

Верховный Суд РФ отказал в признании недействующими пунктов 93 и 148.44 Правил предоставления коммунальных услуг N 354.

Законность спорных пунктов Правил N 354 интересовала административного истца в той мере, в которой они не разрешают мусорному оператору пересчитывать (точнее, вовсе не начислять) плату за комуслугу по обращению с ТКО собственнику помещения, которым собственник владеет, но не пользуется, - и сам не проживает, и внаем не сдает . В таком случае, по мнению административного истца, плата за услугу начисляется, хотя сама услуга фактически не потребляется.

Обращению в ВС РФ предшествовала судебная тяжба истца с регоператором "Хартия" - сначала истец (72 года, пенсионерка) просила регоператора не начислять платеж за обращение с ТКО в отношении ее домика, в котором никто не проживает, при том, что по месту жительства в том же населенном пункте она исправно оплачивает все ЖКУ. Регоператор отказал в перерасчете, а затем и выиграл по этому поводу во всех судебных инстанциях, потому что "непроживание собственника в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, не является основанием для освобождения от внесения оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги".

При этом суды не всегда занимают сторону региональных операторов, - имеется и прямо противоположная судебная практика, и такие "пропотребительские" решения даже были приложены к иску в ВС РФ.

Верховный Суд РФ, однако, не счел возможным признать спорные пункты Правил N 354 недействительными:

- Правила N 354 изданы в пределах полномочий Правительства РФ и надлежащим образом опубликованы, являются ясными и определенными;

- соответствуют нормам жилищного законодательства, законодательства в области обращения с отходами и не нарушают прав административного истца как собственника, поскольку в силу ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором;

- при этом ч. 11 ст. 155 ЖК РФ предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ;

- какого-либо иного НПА, имеющего большую юридическую силу, который бы определял порядок перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, не имеется;

- что касается ссылок на судебную практику, то приведенные доводы не свидетельствуют о неправильном истолковании оспариваемых положений НПА, поскольку проверка законности и обоснованности судебных решений осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

Отметим, что тем самым истцу открыт путь в Конституционный Суд РФ, поскольку налицо ситуация, когда две категории потребителей - временно отсутствующие в месте проживания, с одной стороны, - и никогда там не появляющиеся (постоянно отсутствующие), с другой стороны, - имеют разный объем прав и обязанностей, причем различие их положения не имеет объективного и разумного оправдания, а Верховный Суд РФ не нашел причин признать это (хотя ВС РФ решился на подобный шаг, например, по делу об оспаривании запрета использовать - для расчета платы за отопление - показания ИПУ тепла при отсутствии централизованной системы теплоснабжения и если при этом не во всех помещениях есть исправные ИПУ тепла, дело АКПИ21-247, решение пока не опубликовано).

При этом в отличие от ВС РФ, Конституционный Суд РФ сможет, в том числе, сформулировать какой-то критерий, доказывающий фактическое неиспользование жилого помещения, например, "нулевые" показания электросчетчика или ИПУ воды.